EligoVision. Интервью с руководством.

Технология виртуальной и дополненной реальности стремительно захватывает рынок, однако, многие до сих пор считают ее лишь инструментом для развлечения, не задумываясь о том, какой колоссальный потенциал она в себе несет.

Команда  EligoVision  уже имеет немалый опыт работы в VR и AR. Ирина Кузнецова, согласие дать ответы на вопросы BeVirtual. 

Человечество еще не до конца осознало, какой мощный инструмент для обучения (и не только) теперь доступен у него в руках. Технологии, дополненные виртуальной реальностью, представляют собой очень большой потенциал, который нельзя тратить на игры и развлечения. И команда профессионалов из EligoVision прекрасно это понимает, используя его в образовательных и коммерческих целях.

Здравствуйте, Сергей и Ирина Вас приветствует команда BeVirtual. Расскажите нам, чем занимается компания EligoVision? Она предоставляет своим клиентам, и в каких направлениях ведет работу?

Сергей: Я начну с момента создания компании. Компания образовалась в конце 2005 года, когда часть сотрудников приехала сюда из Германии, точнее, они просто вернулись в Россию. Этим занимаются музейные и научные проекты в области виртуальной реальности - очень необычные для того времени, которые связаны с виртуальными окружениями. То, чем мы занимаемся сейчас в России.

Однако в 2006 году в России подобные проекты в области ВР были не очень востребованы в государстве и в отличие от стран Евросоюза, не обладающих господством. .Мы переориентировались на коммерческий сектор. Наши крупные компании, которые должны были проводить эффектные презентации и промо-акции в необычном формате, участвовать в международных выставках. 

Изначально это было связано с виртуальной реальностью?

Сергей: Да, первые проекты были созданы на базе технологий виртуальной реальности. Например, у нас есть собственные системы оптического трекинга, есть запатентованное устройство управления VR, которое называется 3D Пойнтер и используется в демонстрационных залах наших клиентов, есть свой лицензионный софт. Мы - R&D компания и продолжаем заниматься разработками в области интерактивных технологий.

Из скольких человек, если не секрет, изначально состояла ваша команда? Сколько вас было в самом начале, в 2005 году?

Сергей: Когда я вернулся в Россию и создал компанию, первыми, кого я пригласил работать, были студенты механико-математического факультета МГУ, которым была интересна эта тема. На тот момент в России о виртуальной реальности никто не говорил и не слышал, как, впрочем, и о дополненной реальности. Мы обучали их, так сказать, с чистого листа. Эти ребята стояли у истоков нашего ПО, создавали библиотеки, писали «тонны» кода. Софт ориентирован на создание приложений виртуальной реальности, но может быть использован и для дополненной.

Количество сотрудников у нас с течением времени варьировалось от 10 до 17, и сейчас в компании работает десять человек. Мы опытным путем пришли к этой цифре. При необходимости мы нанимаем временный персонал, хотя предпочитаем справляться своими силами.

И еще один вопрос о вашей команде. Вы сказали, что в ней 10 человек, кто же за что отвечает?

Сергей: У нас в команде имеется небольшой отдел маркетинга и продаж, есть технический директор, который является экспертом в области дисплейных систем, оптики и голографии. Ядро команды - это программисты, которые могут работать с любой операционной системой и с любым устройством. Они могут написать приложения или программы, как под мобильные платформы, так и под Linux (последняя, кстати, является нашей основной рабочей ОС), но мы также работаем на Windows и на Mac. Важными сотрудниками являются опытные дизайнеры, которые знают все нюансы работы с real-time графикой и виртуальными окружениями.

Ну и, конечно же, есть бухгалтерия и юрист. 

Вы отмечали, что ваша команда работает исключительно на собственных разработках. Какие вы можете отметить?

Сергей: По статистике каждый день в мире образуется примерно три компании, которые работают с дополненной реальностью. Для того чтобы создать какое-то приложение, они как правило используют стандартные библиотеки программных модулей, SDK, лицензионные оболочки и среды.

Мы изначально пошли по пути импортозамещения, как сейчас модно говорить. За 10 лет мы только раз, в 2008 году,  использовали «чужой» софт для тестового проекта, созданного в дополненной реальности. Тогда же мы поняли, что наших наработок и знаний хватает для того, чтобы написать  собственный движок и создавать проекты на нем. В январе 2010 года мы сделали первый AR проект на базе нашей новой технологии распознавания. Это был интерактивный экспонат «Зеленая машина времени» для Экоцентра на Воробьевых горах. Тогда же мы придумали название для технологии – «живые 3D метки». Сейчас это зарегистрированный товарный знак.

Созданная нами оболочка послужила основанием для дальнейшего развития большого комплекса программ и библиотек – рабочей среды EV Environment. На ее базе впоследствии был создан AR конструктор EV Toolbox – инструментарий, который помогает пользователю без навыков в программировании легко создать собственный проект в дополненной реальности.

А проект в Экоцентре, кстати, до сих пор «жив-здоров» и пользуется большим интересом со стороны посетителей музея до сих пор!

Если не секрет, компания начинала свое развитие на собственные средства, или же вы использовали сторонние источники финансирования?

Сергей: Первые средства были личными, мы их привезли из Германии. Параллельно мы подали заявку на финансирование в Фонд поддержки малых предприятий в инновационной сфере. Получив первый грант, мы стали доплачивать студентам небольшую стипендию и приобрели некоторое оборудование.

В течение двух лет мы получали небольшую поддержку от государства в виде грантов. Однако, в основном, для финансирования компании использовались личные средства, а чуть позже и средства от выполнения коммерческих проектов, которые мы вкладывали и продолжаем по сей день вкладывать в дальнейшее развитие наших технологий.

Нам известно, что вы работаете как с VR, так и с AR. Какой из этих технологий вы отдаете большее предпочтение и почему?

Сергей: Как я уже упоминал, изначально мы создавали ПО для VR технологий. В обеих сферах используются схожие алгоритмы.

Первые несколько лет VR была для нас в приоритете, так как она требует более серьезного подхода, в то время как AR – это некая надстройка над теми библиотеками, которые мы создавали для виртуальной реальности.

С точки зрения рынка, AR технология была более востребована, до тех пор пока в продажу не поступили VR шлемы. В количественном выражении у нас сейчас больше проектов на базе дополненной реальности  (около 120 проектов).

То есть вы не ставите какую-то технологию в приоритет.

Сергей: Да, они существуют параллельно друг другу. Нам интересны и те, и другие проекты.

 

Какие “Топ 5” разработок EligoVision вы можете отметить? 

Сергей: 

1. «Мир ГЛОНАСС». Одна из самых важных наших работ, относящихся к виртуальной реальности. Мы моделируем движения спутников вокруг Земли с учетом ее движения вокруг Солнца. А спутники следят за так называемым островом ГЛОНАСС. Весь остров – это огромное интерактивное трехмерное меню. На острове мы построили город, по улицам которого движутся транспортные средства, а также плотину, атомную станцию, морской порт, склады, аэропорт, ж/д вокзал, даже вулкан есть! Этот мир живет сам по себе в виртуальной реальности, спутники движутся на орбитах по заданным из альманаха координатам. Это настоящая симуляция с удобным управлением в реальном времени. Можно полетать над всем островом, управляя вертолетом. Мы создавали этот мир в течение нескольких лет, дополняя его различными 3D подменю и запуская на орбиты разные группировки спутников. 

 

2. «Марсианская собака Вула».  Эта интересная, красивая работа была разработана для компании Disney. Во время премьеры фильма «Джон Картер» в России на красной дорожке гуляла виртуальная, марсианская собака, которая «встречала» гостей.

 

3. «Югра – территория развития и инвестиций». Один из самых крупных наших проектов, который сейчас активен. В проекте представлены инвестиционные проекты целого региона нашей страны. Эта презентация постоянно демонстрируется на всех значимых инвестиционных форумах.  И все это  в формате дополненной реальности на эффектных дисплейных системах с удобным управлением через планшетный компьютер. 

 

4. «Курчатовской институт». Этот проект был также создан на базе технологии дополненной реальности, и представляет собой систему компетенций института, визуально схожую с системой атома с ядром и электродами. Вы можете выбрать любой из них и получить актуальную информацию о ключевых аспектах научной деятельности института. Проект вышел действительно красивым и его можно сравнить в этом плане с проектом «Вула».

 

5. «Подводная охота». Это динамичная игра виртуальной реальности для большого экрана. В нее может играть сразу несколько человек. Зайдя в затемненную игровую зону и надев 3D очки, игрок погружается в подводное царство, где должен активно двигаться, чтобы собирать летящие на него и плавающие вокруг 3D объекты. Эта игра прошла отличный тест-драйв этой зимой в Музее новых технологий «60 минут в завтра».

 

Давайте поговорим о ваших клиентах. Какие крупные организации и предприятия являются клиентами вашей компании?

Сергей: У нас достаточно много клиентов. Из коммерческих можно назвать «Норильский Никель», «Хендай», «Дисней», Курчатовский институт, «Галс Девелопмент», «Астразенека». Из государственных – это Фонд развития Югры, Музеи Казанского Кремля, Роскосмос, Министерство образования и науки Российской Федерации.

То есть ваши разработки охватывают просто огромный спектр рынка.

Сергей: Да. От нано до космических технологий.

Что пользуется наибольшим спросом из всего спектра услуг, предоставляемых вашей компанией?

Сергей: Мы делаем эксклюзивные проекты. К нам приходят с какой-то идеей, а учитывая то, что наши ребята являются экспертами в создании VR и AR миров, мы зачастую предлагаем решения, которые иногда очень нестандартны для клиента. Это вызывает эффект WOW, некое «волшебство».

Сейчас мы хотим выйти на рынок образования и популяризовать технологию. Поэтому активно работаем над инструментарием, с которым любой сможет сам легко и просто создавать полезные и обучающие проекты дополненной реальности. В этом рынке мы видим огромный потенциал.

Расскажите нашим читателям о вашем инструментарии дополненной реальности EV Toolbox. Для чего он нужен? Где он уже применяется?

Ирина: На рынке уже существуют подобные решения. Они отличаются по функционалу, качеству и цене. Но в основном это ПО, которое имеет очень ограниченный функционал и, по сути, это что-то вроде QR-кода. Наш инструментарий обладает гораздо большим функционалом, и он очень прост в использовании.

Это конструктор дополненной реальности, его можно сравнить с PowerPoint. Вы загружаете любое изображение, которое будет служить меткой, затем 3D модель, видео, текст, аудио и так далее, а программа самостоятельно все это связывает в эффектную, красивую, AR презентацию.

На фото Ирина Кузнецова, куратор образовательного направления EligoVision.

Мы знаем, что ваш инструмент уже применяется в области образования, причем применяется успешно. При этом воспользоваться инструментарием сможет даже учитель, не имеющий особых знаний об AR технологии?

Ирина: Да, все верно. Наш инструментарий сейчас очень востребован в сфере образования. И им действительно может воспользоваться любой учитель.

Знаете, какой самый часто задаваемый вопрос? «А сложно ли всем этим пользоваться?» Ответ – очень легко! Если вы пройдете обучение (1-2 часа), вы легко сможете создать собственное приложение с дополненной реальностью.

Учителя при этом могут зайти на наш официальный канал на YouTube и посмотреть инструкции по использованию инструментария. Если же у них остаются вопросы, то они всегда могут задать их нашей команде. Если какая-то опция вызывает сильные затруднения с пониманием, разработчики в свою очередь корректируют ее под требования наших клиентов. Так что EV Toolbox совершенствуется и становится удобнее с каждым днем.

Кстати, у нас имеется и более «серьезная» версия программы, которая требует навыки программирования – версия Advanced. Но, для создания полезных и интересных проектов для уроков, вам будет достаточно использовать стандартную версию EV Toolbox.

Планируется ли популяризация EV Toolbox? Как скоро мы сможем увидеть AR-технологию в школах и вузах России в качестве привычного обучающего инструмента?

Ирина: Да, конечно. Популяризацией EV Toolbox мы активно уже занимаемся. За год нашего плотного сотрудничества с образовательными учреждениями было проведено около сотни мастер-классов, как очных, так и заочных, в формате вебинаров. Мы проводим конференции в институтах, выступаем почти каждую неделю. У нас был опыт работы в детском лагере, открытие профильного центра дополненной реальности на базе московского лицея. Сейчас более 20 московских школ активно апробируют наш софт. Буквально только что закончился масштабный конкурс «Школа реальных дел», где почти 300 школьников создавали проекты на базе EV Toolbox. Ребята сделали по-настоящему значимые и полезные AR проекты, которые теперь будут внедрять в образовательный процесс.

.Если отталкиваться от современных образовательных реалий, то массовое использование EV Toolbox и дополненной реальности придет где-то через 1-1.5 года. А пока что имеется ряд ограничений, например, не у всех учителей есть время на создание собственных проектов, но мы пытаемся помочь им в этом деле.

Сейчас мы работаем над созданием обширной базы моделей и готовых проектов, которые учитель может скачать и сразу же продемонстрировать на уроке.

А как учителя реагируют на новую технологию?

Ирина: Честно говоря, загораются все. Все кто попробовал – в восторге. Сразу появляется масса идей: оживающие книги, Чеширский кот, который является проводником в библиотеке, увлекательные образовательные квесты… Придешь к искусствоведам – на вас посмотрит живая Джоконда, придешь к математикам – задачи по стереометрии будут решаться в AR. Рождается множество идей, а учителя с нашей помощью воплощают их в жизнь.

А ваша команда использует EV Toolbox? Или же вы предпочитаете другие программные решения для создания своих проектов?

Ирина: Конечно, мы также используем EV Toolbox в работе над коммерческими проектами. Например, инсталляция «Доисторический аквариум» для Музея естественной истории Татарстана была создана на базе EV Toolbox.. Она представляет собой стилизованный столик с изображением морского дна, а перед ним, на стене – безочковый 3D дисплей. На столике расположены метки доисторических рыб и метки с кормом.

Принцип действия инсталляции следующий: посетитель музея берет метку с рыбой, которая «оживает» у них на глазах: модель выбранной рыбы появляется на 3D экране, где о ней можно получить полную информацию, вплоть до ее размеров, причем сделано это в максимально доступной форме.

Ребенок может покормить рыбу, предложив ей тот или иной корм. Стоит отметить, что 3D модели рыб тщательно проработаны: мы работали совместно с учеными, чтобы соблюсти мельчайшие нюансы во внешнем виде морских существ.

Проект был реализован с помощью EV Toolbox, отлично работает и пользуется большой популярностью у посетителей.

Ваша команда использует расширенную версию EV Toolbox?

Ирина: Да, мы используем расширенную версию EV Toolbox. Во-первых, её возможности гораздо шире и удобнее, а во-вторых, расширенная версия и скрипты позволяет программистам сокращать время на создание приложения по сравнению со стандартной версией.

Как происходит создание 3D модели для AR опыта? Есть ли какие-то “подводные камни” в этом деле?

Сергей: Самый лучший вариант узнать, как это происходит, это посмотреть наш промо-ролик по проекту «Марсианская собака Вула». Там мы показываем процесс создания проекта «с нуля» - от создания модели до реализации сложной инсталляции в кинотеатре, где происходила премьера фильма.

«Подводные камни», естественно, есть.

Вот один из них. Известно, что цифровые 3D модели состоят из треугольников и полигонов. Количество треугольников, из которых состоит модель, в принципе не ограничено ничем кроме как ресурсами компьютера. Но мы работаем с real time графикой (обработка новых входящих данных происходит как минимум 60 раз в секунду), поэтому и требования по количеству этих треугольников  в моделях особенные. Это должны быть низкополигональные модели. Которые при этом будут выглядеть эффектно и работать даже на самых непритязательных устройствах. Среди дизайнеров есть специалисты как по низкополигальным моделям, так и по высокополигональным. Поэтому с этим проблем на рынке практически нет. Но людей, которые понимают, даже фактически «видят» модель в виртуальном мире еще до того, как поместят ее туда, их совсем немного. Именно таких специалисты работают у нас и мы их очень ценим.

Также хочу отметить, что компания Autodesk является нашим давним партнером, и мы используем их софт. Мы давно общались и, в качестве демонстрационного эксперимента, на мы просто переводили модели из разных продуктов Autodesk в нашу среду и демонстрировали их на большой сцене во время форумов Autodesk.

Сейчас существует кроссплатформенный формат fbx, который является универсальным для всех продуктов Autodesk. Сегодня в него можно конвертировать 3D модель из очень многих 3D редакторов. Именно этот формат мы взяли за основу для работы над своими проектами и для работы в нашем EV Toolbox. 

Бывали ли случаи в работе компании, когда заказчик просил что-то неординарное для своей презентации? Как справлялись с этим?

Сергей:  Вообще, неординарность чаще всего заключается в сроках. К примеру, Вулу нам надо было сделать за 3.5 недели. В качестве прототипов для создания образа нам были доступны лишь официальный 10-секундный трейлер и скриншот модели, которую нам прислал Disney. И это все. У нас даже не было исходной 3D модели персонажа.,. Надо было понять, как эта собака вообще движется, реализовать для нее более десятка разных анимаций, не говоря уже о программировании. Это был очень сложный проект.

AR- и VR- проекты компании EligoVision за 2012-2015 г.

Вы отметили, что главная сложность при создании проектов – это сроки. Как долго,  в среднем, делается одна презентация или проект?

Сергей:  Мы всегда стараемся идти навстречу нашему клиенту. Но если мы видим, что проект просто нереально сделать за указанные сроки, то мы за него не беремся. В зависимости от сложности и масштабности проекта, его создание может занять пару недель или несколько месяцев.

Как насчет архитектурной сферы?

Сергей: Архитектура – это отдельная тема. В 2000-х годах мы презентовали проект Ивана Леонидова в формате виртуальной реальности. Считается, что Иван Леонидов является прародителем современной архитектуры, хотя ни одного проекта построено не было. Рэм Кулхас, учитель Захи Хадид, рассказывал, что, увидев эскизы Ивана Леонидова, он понял, что архитектура – это его призвание. В принципе, все современные архитекторы считают себя учениками Ивана Леонидова. На Веницианском биеннале мы демонстрировали все проекты, на которых они учились. Это было очень интересно – увидеть в реальном масштабе, полетать над несуществующими небоскребами, подняться на несуществующих лифтах зданий, которые были изображены великим архитектором лишь на бумаге.

На фото проект Ивана Леонидова от EligoVision, выполненный в VR.

Помимо этого мы делали AR-проект реконструкции здания «Детского мира» на Лубянской площади. Его демонстрировали на выставке в Каннах. Напротив Храма Христа Спасителя в Москве стоит здание «Негоцианта». Его мы тоже создавали в дополненной реальности. В основном это коммерческие проекты. В одних случаях необходимо показать, куда и во что будут вложены деньги, в других – как объект будет выглядеть в предполагаемом месте.

Ну, а в случае с Иваном Леонидовым – это очень яркий визуальный экскурс в историю появления направления современного конструктивизма.

На фото проект Ивана Леонидова от EligoVision, выполненный в VR.

Многие полагают, что технология дополненной реальности всего лишь “игрушка”. Где же, по вашему мнению, она будет действительно полезна, исключая развлекательную область?

Сергей: Да, бытует такое мнение, что AR и VR – это всего лишь игрушки. Но сейчас уже существует отдельное направление в медицине, есть центры, которые специализируются на VR медицине – медицинские центры виртуальной медицины. Уже сейчас VR используют для лечения посттравматического синдрома; в ожоговых центрах виртуальную реальность применяют для снижения боли вместо медикаментозных средств.

Эти технологии активно развиваются под воздействием медийных сред, которые создаются с целью отвлечь внимание человека и оказать какое-либо влияние на мозг. Это, в свою очередь, может помочь преодолеть какие-то страхи, излечить психологические травмы и многое другое. Я даже не говорю про промышленность. Вы знаете, что уже в конце 90-х годов прошлого века практически все автоконцерны  

Германии использовали специальные VR комнаты? Это было дешевле и практичнее, чем создавать натуральные макеты.

Давайте подведем итоги. VR и AR могут использоваться сегодня в: архитектуре, обучении, медицине, развлекательной сфере, верно?

Сергей: В виртуальной реальности обучаются солдаты США, а цифровые военные полигоны уже есть практически во всех странах. Это же касается авиации. Ну а дизайн - это вообще отдельная тема. 

Она продолжает развиваться со стремительной скоростью?

Сергей: Да, естественно. Судя по трендам, многие вещи просто удобнее промоделировать в виртуальной реальности.

Например, возьмем кейс «Как будет двигаться марсоход по Марсу?». Чтобы создать условия, которые существуют на Марсе. Однако вместо того, чтобы запускать на Марсе пробные версии марсоходов за огромные деньги, намного практичнее продвигать физические явления в виртуальной реальности и протестировать марсоход в конкретных условиях, о которых у нас есть данные. Это поможет понять, насколько эффективна будет модель движения.

Мы можем моделировать те миры, которые мы не можем создать сами на Земле.

Вы сейчас работаете? Мы не откажемся от небольших спойлеров;).

Панель инструментов EV. Это наш флагманский продукт, благодаря которому мы стали резидентами Инновационного центра «Сколково». Мы уже представили продукт в Китае. 

EV Toolbox - это наше основное направление. На данный момент мы занимаемся переработкой графической составляющей, интерфейса, учитывая мнение педагогов, школьников и студентов. У нас будет совершенно новая версия интерфейса, которая будет поддерживать практически все платформы. Проект можно будет переслать в Google Play или AppStore. Уже сейчас вы можете нажимать на «волшебную» кнопку «Создать автономный проект под системой Android», посмотреть его на смартфоне, отправить в Google Play или загрузить в AR-очки. 

Какие планы у команды EligoVision на будущее? Что скоро будет для вас в ближайшее время?

Сергей: Предсказать что-либо конкретное довольно сложно. На данный момент мы общаемся с людьми, которые занимаются нейротехнологиями. Это отдельная программа под названием NeiroNet. Мы хотим использовать эту технологию для виртуальных миров.

Такие же опыты ведутся в области медицины. Мозг вполне может использовать такие возможности, как, к примеру, искусственная рука. Мы создаем на своих компьютерах.

Это значит, что мы скоро сможем увидеть виртуальную среду.

Сергей: Да. Эта технология сейчас нас очень интересует. Эти исследования активно ведутся во всех развитых странах.

Как  твоя креативная команда отдыхает в свободное время?

Сергей: мы хотим возродить нашу традицию, которая заключается в выездах на природу, рыбалку или барбекю. Традиционный день рождения обычно проходит в декабре.

Благодарим вас за интересное интервью! Команда BeVirtual с нетерпением ждет новых проектов от EligoVision!

  

Официальный сайт компании EligoVision: https://www.eligovision.ru/ru/ (внешняя ссылка  )

Официальный сайт инструментария EV Toolbox:  https://evtoolbox.ru/ (внешняя ссылка)

Официальный канал EligoVision на YouTube:  https://www.youtube.com/channel/UCgqpOkDrw1SHbPY1Ht4N2bQ (внешняя ссылка)

   

 Источник:  bevirtual.ru

А в этом видео вы познакомитесь с генеральным директором и основателем компании – Матвеевым Сергеем. Никто не расскажет о нас лучше него!