ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Изучение курса информатики в школе должно преследовать две цели: общеобразовательную и прикладную. Общеобразовательная целя заключается в освоении учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формировании у них навыков алгоритмического мышления, понимания компьютера как современного средства обработки информации. Прикладная в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями.

 

В соответствии с Базисным учебным планом (приказ Министерства образования России от 09.02.98 г. № 322) изучение курса информатики предусмотрено в старших классах общеобразовательных школ. В среднем звене изучение курса предполагается за счет часов вариативной части.

Структура изучения информатики в школе предусматривает три этапа: пропедевтический (1—6 классы), основной, или базовый (7—9 классы), и профильный (10—11 классы).

Обязательный минимум содержания образования по информатике утвержден приказом Министерства образования России от 30.06.99 г. № 56. В нем определяются объем и содержание учебного материала, предъявляемые школой учащимся. При этом уровень А предназначен для школ гуманитарного профиля, а также для школ, не имеющих компьютерного класса. Уровень Б обязательного минимума предполагает изучение курса при наличии в школе компьютерного класса.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Уровень А

1. Информация и информационные процессы
Понятие информации. Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации. Информационная деятельность человека. Информационные основы процессов управления.

2. Представление информации
Язык как способ представления информации. Кодирование. Двоичная форма представления информации. Количество и единицы измерения информации.

3. Компьютер
Основные устройства компьютера, их функции и взаимосвязь. Программное управление работой компьютера. Программное обеспечение.
Файлы и каталоги. Работа с носителями информации. Ввод и вывод данных.
Инсталляция программ. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Техника безопасности в компьютерном классе.

4. Моделирование и формализация
Моделирование как метод познания. Формализация. Информационные модели. Исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей.

5. Алгоритмы и исполнители
Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записи алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции. Вспомогательные алгоритмы.
Знакомство с одним из языков программирования. Переменные величины: тип, имя, значение. Массивы (таблицы) как способ представления информации.

6. Информационные технологии
Технологии обработки текста и графики:
Понятие текста и его обработки. Текстовый редактор: назначение и основные возможности. Редактирование и форматирование текста.
Представление графической информации. Графический редактор: назначение и основные возможности.
Технологии обработки числовой информации:
Электронные таблицы: назначение и основные возможности. Ввод чисел, формул и текста. Стандартные функции. Построение диаграмм. Использование электронных таблиц для решения задач.
Технологии хранения, поиска и сортировки информации:
Базы данных: назначение и основные возможности. Системы управления базами данных. Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей.
Компьютерные коммуникации:
Локальные и глобальные компьютерные информационные сети. Основные информационные ресурсы: электронная почта, телеконференции, файловые архивы. Сеть Интернет. Технология World Wide Web (WWW). Поиск информации.

Уровень Б

1. Информация и информационные процессы
Вещество, энергия, информация — основные понятия науки.
Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации. Информационные основы процессов управления.
Информационная культура человека. Информационное общество.

2. Представление информации
Язык как способ представления информации. Кодирование. Двоичная форма представления информации. Вероятностный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации.

3. Системы счисления и основы логики
Системы счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Системы счисления, используемые в компьютере.
Основные понятия и операции формальной логики. Логические выражения и их преобразование. Построение таблиц истинности логических выражений.
Основные логические элементы компьютера (регистр, сумматор).


4. Компьютер
Основные устройства компьютера, их функции и взаимосвязь.
Программное обеспечение компьютера. Системное и прикладное программное обеспечение. Операционная система: назначение и основные функции.
Файлы и каталоги. Работа с носителями информации. Ввод и вывод данных.
Инсталляция программ. Правовая охрана программ и данных. Компьютерные вирусы. Антивирусные программы. Техника безопасности в компьютерном классе.

5. Моделирование и формализация
Моделирование как метод познания. Формализация. Материальные и информационные модели. Информационное моделирование.
Основные типы информационных моделей (табличные, иерархические, сетевые). Исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей.

6. Алгоритмизация и программирование
Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записи алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции. Вспомогательные алгоритмы.
Знакомство с одним из языков программирования. Переменные величины: тип, имя, значение. Массивы (таблицы) как способ представления информации.
Различные технологии программирования. Алгоритмическое программирование: основные типы данных, процедуры и функции. Объектно-ориентированное программирование: объект, свойства объекта, операции над объектом.
Разработка программ методом последовательной детализации (сверху вниз) и сборочным методом (снизу вверх).

7. Информационные технологии
Технологии обработки текстовой информации:
Понятие текста и его обработки. Текстовый редактор: назначение и основные возможности. Редактирование и форматирование текста. Работа с таблицами. Внедрение объектов из других приложений. Гипертекст.
Технологии обработки графической информации:
Представление графической информации. Пиксель. Графические примитивы. Способы хранения графической информации и форматы графических файлов. Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс и основные возможности. Графические объекты и операции над ними.
Технологии обработки числовой информации:
Электронные таблицы: назначение и основные возможности. Редактирование структуры таблицы. Абсолютная и относительная адресация ячеек. Ввод чисел, формул и текста. Стандартные функции. Основные объекты в электронных таблицах и операции над ними (ячейка, столбец, строка). Построение диаграмм. Использование электронных таблиц для решения задач.
Технологии хранения, поиска и сортировки информации:
Базы данных: назначение и основные возможности. Типы баз данных. Системы управления базами данных. Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей. Основные объекты в базах данных и операции над ними (запись, поле). Изменение структуры базы данных. Виды и способы организации запросов.
Мультимедийные технологии:
Способы представления документов, объединяющих объекты различных типов (текстовые, графические, числовые, звуковые, видео). Интерактивный интерфейс.
Компьютерные коммуникации:
Локальные и глобальные компьютерные информационные сети. Основные информационные ресурсы: электронная почта, телеконференции, файловые архивы. Сеть Интернет. Технология World Wide Web (WWW). Публикации в WWW. Поиск информации.

 

Источник статьи: Программы общеобразовательных учреждений. Информатика.