Роль и место Школьной библиотеки в реализации ФГОС

   Школьные библиотеки необходимы школе в качестве библиотечно-информационных центров (БИЦ), являющихся важным  компонентом учебного процесса. Чем отличается библиотека от информационного центра?

Роль школьной библиотеки в реализации образовательных стандартов нового поколения

             Последний летний номер газеты «Библиотека в школе» был посвящен образовательным стандартам нового поколения. Номер этот и послужил поводом для выступления на этом совещании.

            Новые образовательные стандарты — это не просто смена школьной программы. С введением новых стандартов кардинально меняются принципы и цели образования. Школа резко разворачивается от набора знаний и умений, которые ученик до сих пор должен демонстрировать на выходе, к тому, что он должен быть психологически готовым всю жизнь учиться и уметь это делать. Успешность современного человека, результаты его учебной деятельности всё в большей степени  определяются уровнем его готовности самостоятельно добывать знания. Непрерывное образование и способность к переквалификации становятся частью сохранения социального статуса личности; карьера современного человека во многом зависит от его способности своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать  новую информацию.

            Роль, которую способны сыграть образовательные стандарты второго поколения в упрочении и развитии школьных библиотек, трудно переоценить. Школьная библиотека рассматривается в документе как одно из условий его реализации.

            Если совершить экскурс в недавнее прошлое, то надо заметить, что в документах федерального значения на протяжении многих лет наличие библиотеки в учебных заведениях никак не было обозначено. Закон «Об образовании» с многочисленными дополнениями и поправками так и не ввел в образовательную документную среду упоминание о библиотеках. Аналогичная ситуация была и с «Типовым положением об ОУ» 2001 года. В документе, утвержденном Правительством России, подробно описано медицинское обслуживание участников учебного процесса и их питание. Школьная библиотека при этом не упоминается. «Примерное положение о библиотеке ОУ», рекомендованное структурам общего образования и разосланное как информационное письмо, на улучшение ситуации в школьной библиотеке не повлияло и не имело реальной силы. И только сейчас, в новых документах, школьные библиотеки не обойдены вниманием. В выступлении по поводу утверждения 4.02.2010 г. национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Президент Д.А.Медведев обрисовал перспективу организации новой  школы.

[См. документ, с.1: «...это должна быть школа с высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интеренетом, обеспечивающим выход в глобальные информационные сети, доступ к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры, достижением науки и искусства; должны быть условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития»].

            На выполнение национальной инициативы «Наша новая школа» выделено более 15 млрд рублей. Такая новая школа потребует, безусловно, и новую библиотеку. Какие изменения происходят (или должны происходить) сегодня , вы видете уже на примере нашей библиотеки.

            Прежде всего это техническое оснащение библиотеки. В прошлом году после ремонта в читальном зале были установлены  пять компьютеров, была выделена так называемая компьютерная зона.  Был установлен выход в Интернет и техника используется как учащимися лицея, так и педагогами. Эта работа учитывается, поскольку такая информация запрашивается уже в некоторых отчетах. В сентябре было зарегистрировано 25  библиотечных пользователей Интернета. Это пока только начало. Кроме того, компьютеры используются для работы с дисками, для чтения флэш-накопителей, просмотра презентаций, набора текстов.

            Школьные библиотеки необходимы школе в качестве библиотечно-информационных центров (БИЦ), являющихся важным  компонентом учебного процесса. Чем отличается библиотека от информационного центра? Библиотека, обслуживая своих читателей, использует только свои фонды. ИЦ кроме традиционных фондов имеет доступ еще и к удаленным ресурсам крупнейших информационных центров и книгохранилищ мира. Отобранные ресурсы Интернета позволяют наиболее полноценно использовать его для развития школьников, для расширения их кругозора, выбора для чтения лучших произведений литературы. В то же время следует объяснять детям, что использовать нужно все источники, то есть разные источники. И если запрашиваемая информация имеется в книгах, печатных изданиях, не надо сбрасывать её со счетов. Так ли уж необходима электронная энциклопедия, если в библиотеке детьми не освоены традиционные справочные фонды, которые имеют свои, ничем не заменимые плюсы? Никакой Интернет не заменит умного справочника, поскольку работа с ним требует решения кучи интеллектуальных задач, к которым не способна машина.

            Другое требование, предъявляемое к библиотекам: они должны быть укомплектованы качественными источниками информации, причем, это должны быть информационные ресурсы на разных носителях. Начало созданию фонда электронных изданий было положено несколько лет назад. Учет выдачи CD-дисков в библиотеке ведется с 2005-06 учебного года. Тогда фонд электронных изданий насчитывал не более ста названий. Этот фонд значительно пополнился в прошлом году новыми изданиями. Теперь их насчитывается более 500 экземпляров. Это разные виды и типы электронных изданий: интерактивные курсы по предмету, тесты и задачники, электронные энциклопедии, интерактивные доски по предмету, методические пособия... Они выдаются и используются достаточно активно, хотя пока не все диски каталогизированы. В прошлом учебном году было выдано 136 экз. дисков, а использовали их по документам 32  педагога (но это условная цифра, на самом деле бывает, что диски записывает на себя один учитель, а пользуется ими вся секция). С момента  приобретения до выдачи их читателям электронные образоваиельные ресурсы (ЭОР) проходят тот же путь, что и книги: постановка на учет, техническая обработка, каталогизация, хранение.   Чтобы фонды (любые, в том числе и электронные) лучше использовались — чаще запрашивались и эффективнее применялись в работе, их нужно изучать, чтобы достаточно хорошо знать их возможности. Учителя, работающие с этими изданиями, знают, что освоить их сложнее, чем, например, книгу. Не всегда даже диск может раскрыться. Тем не менее и библиотекари наряду с учителями эту работу (по изучению электронного фонда) будут проводить с тем, чтобы доводить необходимую информацию о них до педагогов.

           Через весь ФГОС красной нитью проходит:  использования ИКТ и  внедрение их в школах рассматривается  как образовательная технология, как развитие умений работать с информацией, а не как отдельный предмет «информатика».   Виртуальный мир не должен стать заменой реальному.

            Одним из очень важных моментов в новом образовании станет обязательная проектная деятельность каждого ребенка, где он должен будет показать свою способность сформулировать гипотезу, определить цели и задачи, определить тот результат, который он хочет достичь, ресурсы, необходимые для достижения этого результата и, конечно, описать постадийно процесс достижения результата. Это очень серьезная мотивация ребенка к самостоятельной, поисковой, исследовательской работе, которая сейчас закладывается в основной старшей школе в виде отдельной программы. 

            Еще один момент, о котором есть также упоминае в Стандарте: информация должна быть доступна одинаково абсолютно каждому ребенку независимо от социального статуса или от того, здоров он или это ребенок с ограниченными возможностями и т.д. У меня был разговор с одной учительницей, которая передавала просьбу своей родительницы. «У нас нет компьютера и нет возможности его приобрести», - говорила эта мама. При этом у нее есть понимание, что овладеть компьютером ее ребенок должен. Не  все дети с равными возможностями. И школа — то место, где они могут и должны освоить эту технику. 

            Мы часто слышим, не только в Образовательном стандарте эта мысль проходит, библиотека  должна измениться. Но библиотека – лицо неодушевленное. Значит ли это, что измениться должен библиотекарь? Не секрет, знания, полученные в учебном заведении, устаревают довольно быстро. Библиотека, как любое другое учреждение, заинтересована в специалистах, повышающих свой профессиональный уровень в течение всей жизни. Но формы повышения квалификации библиотечного работника не всегда соответствуют требованиям современности. В прошлом году РШБА проводила дистанционные курсы для школьных библиотекарей «Я учусь работать в блоге». В нашем городе библиотекари из двух школ обучались на этих курсах. К нам тоже пришло это письмо, но мы поздно его открыли и, когда я хотела присоединиться к обучающимся, то оказалось, было уже поздно.   Весной этого года мне всё же объяснили технологию создания блога: создать аккаунт, чтобы иметь обратную связь, выбрать шаблон, вставить гаджеты, публиковать сообщения, т.д.   С этого времени можно отсчитывать новый дневниковый период в истории нашей библиотеки. В блоге мы рассказывали о своих мероприятиях, раскрывали юбилейные даты, был репортаж с последнего звонка, рассказы о выпускниках. Все это время, публикуя сообщения (их где-то около 30), отвечая на комментарии, меняя дизайн и осваивая новые сервисы, мы решали для себя вопрос, зачем библиотекарю свой блог.  Блог можно и нужно использовать многофункционально: как тренажер вебдванольных сервисов и инструмент самообразования, как платформу для создания библиотечного сайта и тематического сайта. Блог может быть источником профессиональной информации и площадкой для профессионального общения. Здесь обсуждаются последние новости, события библиотечной жизни, новые технологии, формы массовой работы.

Из новшеств надо отметить и появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. Библиотекари, очевидно, не останутся за ее пределами. Активное участие во внеурочных занятиях детей может послужить повышению статуса библиотеки и будет способствовать продвижению качественного чтения. К внеурочным занятиям следует отнести работу в читальном зале и участие в ее массовых мероприятиях, когда через книгу, чтение достигаются личностные результаты образования, которые должны отражать, согласно стандарту, «Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций».

            Итак, подведем итоги. Стандарт нового поколения обязывает библиотеки существенно перестраивать свою работу:

  • школьные библиотеки необходимы школе в качестве БИЦентров, которые являются важным компонентом учебного процесса, способствующим реализации образовательных стандартов;
  • БИЦентры д.б. укомплектованы качественными источниками информации на разных носителях;
  • квалифицированные библиотечные кадры должны соответствовать требованиям времени, стремиться к инновациям в профессиональной сфере, быть готовыми к непрерывному процессу образования;
  • БИЦентры должны стать олицетворением привлекательности, комфортности, дружественности образовательной среды.


Источник на сайте

Download
Роль и место школьной библиотеки в реализации образовательных стандартов нового поколения
biblfgos.ppt.pps
Microsoft Power Point Presentation 4.5 MB